Роман Богданов (frendches) wrote,
Роман Богданов
frendches

В ожидании курса на империю - 2



Разговор об агентстве по делам национальности и о российской и советской империи был начат в статье "В ожидании курса на империю - 1". Здесь продолжаем наш разговор и в первую очередь коснёмся истории вопроса об агентстве. Вот что пишут Торгово-промышленные ведомости в статье "Агентство национального согласия" от 8 апреля 2015 г.:

Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Федерального агентства по делам национальностей – наследника целого ряда ведомств, занимавшихся национальной политикой страны.  Какие задачи будет решать вновь созданное агентство?

История специализированного органа по управлению национальной политикой начинается с образования в 1917 году Народного комиссариата по делам национальностей, первым и единственным руководителем которого вплоть до роспуска ведомства был Иосиф Сталин.

Сделаю пометку на полях: статус органа по управлению национальной политикой в СССР был чрезвычайно высок.

Однако следующая попытка создать эффективную службу была предпринята лишь в конце 1989 года, когда на территории СССР обострились межэтнические конфликты. Примерно в это же время в РСФСР появляется дублирующий орган республиканского подчинения. Именно из него вышел Государственный комитет РФ по делам национальностей, впоследствии преобразованный в министерство, не раз менявшее своё название, но неизменно занимавшееся национальной политикой. Но в 2001 году министерство было упразднено.

Очевидно, как несправившееся со своими функциями. Две чеченские войны, падение авторитета русских на всей территории бывшего Советского Союза, в том числе и в России.

Предложения воссоздать ведомство, которое займется национальными проблемами страны, начались в тот же момент, когда старое прекратило свое существование. Они звучали все громче после каждого из резонансных  столкновений между представителями разных национальностей как в столице, так и в региональных городах. Тем не менее, чем именно займется агентство, до конца не представляют ни эксперты, ни его глава.

Всё что касается западного опыта колонизации народов - России не подходит. Успешный опыт строительства русской империи нынешними руководителями сходу отвергается по единственной причине, что этого опыта смертельно боится Запад. А ведь они наши друзья! (???)

Так, созданное в 1994 году Министерство по делам федерации и национальностей постепенно обрастало рядом сопутствующих функций, занявшись и проблемами местного самоуправления, и миграционным контролем. За этим потерялась первоначальная задача сохранения межнационального мира, с которой министерство в полной мере не справилось.

Работа с народами вне имперской идеологемы в России обречена на поражения. Подтверждение этому заорганизованность бывшего министерства, причиной чему было очевидный неуспех работы по основному направлению из-за отказа от имперской политики.

По сравнению с этим новое федеральное агентство кажется гораздо более стройной структурой со строго очерченным кругом обязанностей, которая не станет повторять ошибки предшественника и распылять усилия на широкий круг вопросов.

Вашим устами бы мёд пить...

Вопросы национального мира поставили под прямой контроль правительства, что вновь выводит данное агентство из разряда ординарных и приближает его к министерскому статусу.

Нет ни слова об идеологическом обосновании работы на поле межнациональных отношений. Идеология, смыслы, проект - это нормальный подход. Надо разобраться с чем имеешь дело. Обосновать максимально абстрактно, обобщенно, и уже после переходить к конкретному плану действий. Да, а хотя бы план есть работы? Неизвестно. Статус - это полное исчерпание темы межнациональных отношений.

Что же. Я продолжу обзор статьи Светланы Лурье " "Дружба народов" в СССР: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизации?"

Этничность сохранялась, но благодаря каким-то механизмам все вместе и каждый по отдельности находили общий язык. Это невозможно навязать сверху. "Кажется, честь, мораль разные, и ассоциации с этими словами разные, и, несмотря на это, мы все равно друг друга понимали. А мусульманство, которое половина России? Мы понимаем друг друга, это только так кажется, что не понимаем, на самом деле мы друг друга прекрасно понимаем " (армянка, 55 лет). Акцент на взаимопонимании - точнее, на желании и, еще важнее, на умении понимать вопреки внешним (и только ли внешним?) неискоренимым различиям. Это немного напоминает игру, но игра эта ведется на очень серьезном уровне: "Может быть, это было искусственное общество. Компромиссов было много, но и лучшего на сегодня нет " (литовец, 55 лет).

В советской империи возникло мощнейшее коммуникативное пространство, какое быть может не было даже в российской империи в пору его рассвета. Взаимное понимание... На мой взгляд в формировании этого пространства сыграл феномен совместного освобождённого труда. Когда каждый советский человек трудился не ради выживания, но ради великого будущего. Ручеёк индивидуального труда вливался в море общего труда. И это море было чистым не осквернённым грехом первоначального накопления и частной эксплуатации. Товарищество и братство существовало в самом деле. И люди находили в процессе труда и создания чего-то очень важного для отечества своё понимание другого и счастье.

Это общество бесконечных взаимных компромиссов, которых так много, что они превращаются в сам смысл общественной жизни, оттачиваются до уровня искусства. Безусловно, оно искусственно, то есть рукотворно, все члены этого общества творят его. Оно искусственно, потому что оно отчасти игра. Это общество отношений, общество общения: "Люди могли общаться. Это было общество, в котором люди общались" (дагестанка, 51 год). "Проблем не было. Абсолютно. Наоборот людям было интересно, как это так и откуда взялось " (грузин, 56 лет). "Людям было интересно общаться" (литовка, 49 лет). "Даже наоборот, еще было интересней, людям было интересно общаться, потому что я вот ездила, я могла рассказать, я знаю два языка, я знаю песни, общение большое было " (литовка, 47 лет).

В процессе труда и жизни люди ориентировались на высшие идеалы и перспективы ещё более великого будущего, не замыкались в личном эгоизме и вопросах потребления. Замечено, чем больше человек вдохновенно трудится, тем меньше его желания взять что-то от мира. Потому компромисс вдохновенно и счастливо трудящемуся человеку было осуществить легко. Тем более, что рядом с тобой был не твой конкурент, а брат и товарищ, который делится с тобой последним, что у него есть.

К искусству компромисса и сублимирования конфликтности добавлялся культ общения и культ "хорошего человека": "Все зависит от самого человека. Хороший – и вокруг него будут только хорошие " (дагестанец, 50 лет).

"Хороший человек" - человек, который придерживается в жизни принципа "человек человеку друг, товарищ и брат". Создающий вокруг себя среду взаимопомощи и поддержки.

Однако в том, что межэтнические отношения людей "не интересовали", можно усомниться. "Не интересовали" - скорее своего рода "игра": "Я по своему внешнему облику, не только по внутреннему содержанию в жизни человек интернациональный, поэтому в какую бы республику ни приезжала - везде я была своя. В Молдавии - молдаванкой, на Украине - украинкой, в Грузии - грузинкой, а в Баку, обычно, - еврейкой. Это мне уже было абсолютно все равно, - за кого меня принимают, я со всем соглашалась безропотно" (армянка, 57 лет)

Национальность становится последней крепостью, в которой ты можешь выжить и в которой тебе помогут в твоих жизненных неурядицах, когда в социуме господствует конкуренция, вражда людей и непонимание. Когда социум светлый и ориентируется на высшие идеалы братства и товарищества, национальность становится твоей особенностью, чем ты интересен другим, о чём можно поговорить, от чего можно оттолкнуться в своём развитии. Но национальность перестаёт выполнять функцию крепости и потому "межэтнические отношения" становятся не напряжёнными, а эластичными и гибкими. Почему бы с ними и не "поиграть"?

Невероятно было стремление к человеческой теплоте. "Многонациональное государство имело одни преимущества. Это как перчатка и варежка - где пальчикам теплее? " (украинка, 59 лет). Что особенно важно: межнациональные отношения выстраивались часто через голову административных, силовых и иных органов: "Общаться с простыми людьми было легко и просто. Коммунисты, это одно, а простой народ, коллеги, это совсем другое" (немец, 59 лет). "Если и были недостатки, то на уровне руководства, мы простые люди и нам жилось хорошо" (финка, 65 лет).

"КПСС - вдохновитель и организатор советского народа в строительстве коммунизма." Власть вдохновляет, власть мобилизует, власть создаёт море чистого труда и охраняет чистоту этого моря. Потому отношение к коммунистам было уважительным и в лучшем советском периоде коммунисты всегда шли вперёд. И в бою, и в труде.

В чем основа "дружбы народов" в сознании людей, кроме общения и взаимопонимания многомиллионной массы людей, их взаимоподдержки? В событиях и испытаниях Великой Отечественной войны: "Дружба была реальной. Наши отцы были фронтовиками" (армянин, 51 год) и в "счастливом детстве": "У меня было детство, юность, пусть и вызывающие сейчас смех - комсомол, пионерия. Но это была интересная жизнь " (украинка, 48 лет). "У нас было нормальное детство, пионерское " (литовка, 45 лет).

В войне и в труде - всегда вместе. Коммунисты, русские, люди всех национальностей Советского Союза.

Каков, говоря языком современных антропологов, этот сценарий - развернутая во времени схема отношений? Как происходит культурная трансмиссия - то есть как юный член общества включается в данный культурный сценарий? "Предубеждение было у наших отцов, а у нас уже было совсем не так. Я думаю, у наших детей, останься Союз, вовсе бы непонимания не было " (литовка, 55 лет). Ясно, как к этому сценарию подключаются носители различных культур. Ведь речь идет о системе отношений, где не требуется глубинный отказ от себя, денационализация как таковая. Скорее, требовалась ее имитация. Самобытность могла сохраняться, но поведение во многом строилось на компромиссах, почти не рефлексируемых.

Чтобы была "имитация", "игра" в своей самобытной национальности требовалась Сверхидея. Нечто чрезвычайно важное, за что и жизнь свою можно отдать и национальные, дорогие твоему сердцу, особенности презреть ради Дела. Тем более, что подобное мягкое невнимание к своей национальной идентичности с лихвой компенсировалось единой идентичностью советского человека, "хорошего" человека. Эта идентичность давала колоссальные возможности, насыщенную, яркую, интересную жизнь. Приобщение к глубокой русской культуре, и через неё ко всей мировой. Полутень национального убежища и яркость нового глобального мира. Сочетание давало силу, счастье в глобальном мире и отдохновение в национальном внутреннем саду.

Поскольку "дружат" именно народы, человек и осознает себя представителем одного из народов, но его национальное сознание смягчено, для него важно утвердиться не в роли "представителя народа" (это и так в рамках советского национального проекта предрешено), а в роли человека, способного понимать представителей других народов и быть понятым ими, воплотить гармоничное сосуществование различных культур, ценностей, обычаев. Вспомним любимую советскую присказку: "Счастье -это когда тебя понимают". Сам патриотизм опирается не на государственность, а на межчеловеческое общение: "Да, являлся патриотом Советского Союза, без оговорок. Советский Союз - это страна, а строй - он сам по себе. Страна - это люди, культура, язык. Это родные люди, родная культура, без них мы сами - не люди " (армянин, 52 года).

Патриотизм не как государственная идеология, а человеческая необходимость! Герои - люди, которые совершают подвиги действуя из внутренней необходимости, а не потому что им так сказали. СССР была страной героев, до некоторого момента...

"Коммунистическая система не смыслила в национальных отношениях ни бельмеса. Это было замечательно!" (армянин, 52 года). "Национальная политика властей шла параллельно со всей народной жизнью, мало пересекаясь " (татарин, 58 лет).

Улыбнёмся этому.

Если "дружба народов" - сценарий, то есть модель взаимодействия, то "советский человек" - функция, предикат и смыслополагающая идеологема одновременно. Тот, кто участвует в сценарии "дружба народов", - "советский человек". Это понятие, как и "дружба народов" внеидеологично. В этом контексте вполне корректны высказывания: "дружелюбный человек - советский человек", "тактичный человек - советский человек", "готовый помочь человек - советский человек", вообще "хороший человек - советский человек". Но "советский человек" не означало - "носитель советской идеологии". "Советский человек - это единый человек" (украинка, 61 год). "Советский человек - это человек гордый, за свою страну" (татарка, 40 лет). "В советском человеке заложено все совершенное, и на сегодня нет формации, которая могла бы дать больше, чем понятие "советский человек"" (дагестанец, 45 лет). "Понятие "советский человек" заключало в себе гордость" (грузин, 65 лет). "Советский человек был свободен в выборе. Он мог для себя решить, что ему надо, и сделать это " (дагестанец, 78 лет).

Советская империя сделала невозможное. То, что ни одна держава, ни одна господствующая элита не могла сделать, хотя быть может мечтала. Советский   человек не был носителем советской идеологии. Советский человек стал воплощением советской идеологии, ядром которой стал принцип "человек человеку друг, товарищ и брат". Именно поэтому в момент начала Перестройки-1 основной удар был направлен на образ советского человека. Его унизили, растоптали, разорвали в клочья. Сделал это Враг, использовавший диссидентов и советские спецслужбы, ради установления своей власти, своего господства. На всей Земле. Ему не нужны братские и товарищеские отношения. Он Господин и пусть все остальные будут рабами. Наличие этого Врага недоучла советская идеологическая система после Победы 9 мая 1945 г. в поисках источников новой мобилизации советского общества. Сначала недоучла, затем ошиблась, а потом было уже поздно. История обычно не даёт шансов на исправление ошибок. Но сейчас есть исключительная цена этой ошибки. Она заключается в предстоящем падении в Бездну небытия всего Человечества. И на грани этого у нас, русских и бывших советских есть шанс осознать ошибки, исправить их в Красном проекте. Да, и двинуться дальше, чтя и гордясь нашей империей Труда и Счастья.

http://frendches.livejournal.com/36116.html
http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/5649.html
http://demoscope.ru/weekly/2011/0475/analit02.php

Tags: Россия, СССР, агентство, братство, гуманизм, коммунизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments